Каракатицы и головоногие
Раковина у каракатицы — известковая пластиночка, у кальмара — хитиновое пёрышко, похожее на римский меч гладиус. Гладиусом и называют недоразвитую раковину кальмара.
Щупальца головоногих моллюсков венчиком окружают рот. На щупальцах в два ряда или в один, реже в четыре сидят присоски. В основании щупальца присоски помельче, в середине — самые большие, а на концах — совсем крошечные.
Рот у головоногого небольшой, глотка мускулистая, а в глотке — роговой клюв, чёрный (у кальмара — коричневый) и кривой, как у попугая. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути, точно дротик, он насквозь пронзает мозг. У осьминогов ведь и мозг есть — и довольно большой: в нём четырнадцать долей. Покрыт осьминожий мозг зачаточной корой из мельчайших серых клеток — диспетчерский пункт памяти, а сверху защищён ещё и хрящевым черепом. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому осьминоги (кальмары и каракатицы тоже), несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья.
Но природа наделила их тёркой, которой они приготавливают пюре из крабов и рыб. Мясистый язык головоногих покрыт полусферическим роговым чехлом. Чехол усажен мельчайшими зубчиками. Зубчики перетирают пищу, превращая её в кашицу. Пища смачивается во рту слюной и попадает в желудок, затем в слепую кишку — а это по сути дела второй желудок.
Есть и печень, и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, очень активны — быстро, за четыре часа переваривают пищу. У других холоднокровных животных переваривание затягивается на многие часы, у камбалы, например, на 40—60 часов.
Но вот что самое поразительное: у головоногих не одно, а три сердца: одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают её через жабры. Главное сердце бьется 30—36 раз в минуту.
У них и кровь необычная — голубая! тёмно-голубая, когда насыщена кислородом, и бледная в венах.